Часто меня спрашивают: “Разве множество мыслей, которые одновременно крутятся в наших умах, не противоречат учению Будды о том, что есть только единственное мышление настоящего мгновения?”
Мышление настоящего мгновения обладает множеством качеств, однако наличие двух концептуальных мыслей в одно мгновение невозможно. Корень неверной интерпретации происходящего кроется в огромной скорости мышления: мы можем настолько быстро переключаться от одного объекта к другому, что нашему грубому восприятию кажется, что мы думаем о нескольких вещах одновременно.
Точно так же, когда мы в течение продолжительного времени сосредотачиваемся только на одном объекте, нам может показаться, что мышление замедлилось или даже остановилось. Когда во время полета на большой высоте вы не можете видеть землю и вас окружает лишь бесконечная синева, может показаться, что самолет полностью прекратил движение и стоит на месте. Видя за окном лишь сплошную синеву, вы лишены возможности наблюдать движение, так как вокруг нет ничего контрастного, относительно чего можно было бы увидеть изменение положения самолета. Эта иллюзия, конечно же, пропадает как только самолет снижается и начинает лететь сквозь облака. Практически то же самое происходит с теми, кто считает, что они останавливают мышление во время медитации: они настолько сильно сосредотачиваются на одном объекте, что не думают ни о чем другом, тем самым не наблюдая в мышлении чего-либо отличного или контрастного, что могло бы показать им процесс движения и изменения. Как и в случае "неподвижности" самолета, эта “остановка” – лишь иллюзия. Она возникает, когда мышление предыдущего мгновения настолько похоже на мышление настоящего, что становится крайне сложно увидеть какое-либо различие между ними.
Небесная синева из окна самолета
То есть, если вы будете долго думать только о синем, вы можете перестать замечать свое мышление. Если же вы будете беспрестанно перескакивать в мышлении с синего на красный, с красного на желтый, с желтого на зеленый и т.д., вашему восприятию, неразвитому из-за отсутствия упражения, может показаться, что у вас одновременно возникает множество мыслей. Однако это – лишь иллюзия.
Из учений Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче
![]() |
|
Твитнуть |